Маска народа Мболе, Демократическая Республика Конго, Центральная Африка | Архетип Ломбард

Маска народа Мболе

Маска народа Мболе

  • Вес: 0.361 кг
  • Страна: Демократическая Республика Конго, Центральная Африка
  • Размеры: 29 х 26,5 см
  • Материал: Дерево, пигмент
0 ₽

17 200 ₽

   Народ Мболе представляет собой этническую группу численностью около 100 000 человек (по состоянию на 1971 год), проживающую в Восточной провинции к юго-западу от Кисангани в Демократической Республике Конго.
   Мболе получили свое название из-за своего расположения по отношению к реке - «Mbole» означает «народ с нижнего течения». Они живут на левом берегу реки Конго (ранее - Заир, Луалаба), в самом сердце Демократической Республики Конго и мигрировали в этот лесной регион с севера реки Луалаба в течение 18-го века. Лилва (Либве) - ранговая мужская организация доминирует в жизни народа Мболе. Она контролирует ритуальную, образовательную, судебную, социальную, политическую и экономическую деятельность. Общество учит, что женщины и старейшины, как живые, так и мертвые, заслуживают уважения. Воровство, прелюбодеяние и ложь запрещены. Лицо, нарушевшее закон, подлежит публичному выговору и может понести дальнейшее наказание. В самых тяжелых случаях преступника вешают и хоронят в безымянной могиле. Деревянная резьба Мболе часто представляет этих людей с впалыми лицами, вогнутыми и истощённым туловищами, верёвками вокруг шеи. На лица статуэток наносится белый пигмент. Такие статуэтки имеют название офика (ofika). Одним из примеров преступления, наказывемого смертной казнью, является раскрытие секретов посвящения. Такой образ служит примером того, что произойдёт с человеком, нарушающим законы, а фигурки показывались юношам во время их вступления в ассоциацию, чтобы продемонстрировать последствия аморального поведения, а также привить им уважение к власти, возложенной на старейшин и высокопоставленных членов Лилва.
   Мальчики Мболе в возрасте от 7 до 12 лет изолировались в лесу для обрезания и посвящения, прохождения ритуального очищения и проверку себя через испытания и соблюдение поста. Посвящению подлежали подростки, которые уже научились рыбачить (их обучали женщины) и вести хозяйство (их обучали мужчины). Детей забирали в буш для того, чтобы развить в них такие качества как выносливость, мужество, верность и дисциплина; они проходили испытания голоданием и изучали язык Лилвы и его секреты.
   Общество Лилва имеет четыре уровня. Самый высокий - Исоя, религиозные лидеры. Жён Исоя обычно посвящают в Лилва и они обладают значительной властью. Когда Исоя умирает, то захоранивается в дерево и его дом остаётся пустым как напоминание, что он всё ещё присутствует в обществе.